Поправки
в Кодекс об Административных правонарушениях (КоАП), принципиально
меняющие жизнь автолюбителей, были приняты почти год назад. Однако в
силу они вступают постепенно. В августе прошлого года произошли самые
незначительные изменения, принципиальное увеличение штрафов за целый
ряд нарушений произошло с 1 января текущего года. И вот, наконец, с 1
июля 2008 г поправки начинают действовать в полном объеме. С чем
водители столкнутся буквально через 10 дней, рассказал заместитель
начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД
России Владимир Кузин. Отметим, что вступающие в силу
нововведения не столь широко распиарены СМИ, как «драконовские» штрафы,
начавшие действовать с начала этого года. Однако они не менее
принципиальны. Хотя бы в том смысле, что фиксируют те нарушения, за
которые грозят упомянутые колоссальные выплаты. Первое, и главное
«ноу-хау» — введение фото — и видеофиксации правонарушений на дорогах.
То есть, камеры были и раньше, они работали в тестовом режиме, и их
показания не могли служить основанием для вынесения решения о штрафе.
Теперь дополнения в КоАП делают фото-и видеосъемку полностью законным
доказательством. В.Кузин рассказал, как действуют эти камеры. С 1 июля
в Москве, Московской области и Краснодарском крае будут действовать
стационарные камеры, которые гаишники уже расставили на аварийноопасных
участках дорог. Где конкретно находятся эти участки, гаишник
рассказывать принципиально не стал: по его мнению, такой необходимости
нет. Другое дело — федеральные трассы, где действительно нужно
предупреждать водителей о том, что такой-то участок дороги оборудован
видеофиксацией. Власти Московской области уже раскрыли, что камеры
установлены на Дмитровском, Ленинградском и Горьковском шоссе, однако
уточнять, где именно, В.Кузин тоже не стал. В других регионах будут
задействованы передвижные камеры. Прибор, вмонтированный в
видеокамеру, двухфункциональный: он распознает скорость и считывает
регистрационный тномер автомобиля. Эта информация записывается в
память, потом по оптоволоконной связи или с помощью обычной флеш-карты
данные передаются на рабочее место, где отслеживается дорожная
ситуация. Специальная программа их обрабатывает, затем запрашивает в
базе зарегистрированных транспортных средств данные об
автомобиле-нарушителе. Потом данные выводятся на принтер, в который
заложен бланк-пустографка. В графы вводится номер машины, персональные
данные собственника, фотография момента нарушения (в том числе, та, где
четко виден номер авто), а также формируется квитанция об уплате
штрафа. На выходе получается готовый бланк, который с почтовым
уведомлением отправляется адресату. После того, как документ получен, в
базе данных делается отметка. С этого момента должник должен либо
уплатить штраф в течение 30 суток, либо опротестовать решение. По
умолчанию отвечает за все, что происходит с машиной, собственник, как
это происходит на Западе. Однако, если тот сумеет предоставить
доказательства, что за рулем был не он, платить будет нарушитель. Если
окажется, что машина зарегистрирована на юридическое лицо, то все
просто: организация получает квитанцию об оплате, и по своим спискам
ищет, кто пользовался транспортом в данный день и час. Нарушитель и
оплачивает штраф. Если данные о его погашении в ГИБДД не поступают,
организация платит штраф за непредоставление сведений о нарушителей. В
теории это звучит неплохо. Но возникает много спорных вопросов.
Во-первых, непонятно, какие именно нарушения фиксирует камера. Пока
система способна считывать лишь превышение скорости, рассказал В.Кузин.
Однако в Краснодарском крае она уже может отслеживать проезд на
запрещающий сигнал светофора и выезд на встречную полосу движения. Так
что ее усовершенствование еще впереди. Во-вторых, на многих участках
дорог скорость по факту выше разрешенной. Так, по Киевскому шоссе после
пересечения с улицей Миклухо-Маклая выбравшиеся из пробки на Ленинском
проспекте автомобили разгоняются минимум до 80 км/ч, и сбавляют до 60
км/ч лишь около поста ГАИ. То же ограничение — 60 км/ч — установлено на
Третьем транспортном кольце, но на этой бессветофорной магистрали
скорость превышают все, если, конечно, нет пробок. С одной стороны,
наказывать нарушителей нужно. С другой — разумнее, если автомобили
движутся со скоростью потока, не создавая дополнительных заторов. По
словам В.Кузина, камера в таком случае зафиксирует превышение лишь в
том случае, если автомобиль едет значительно быстрее остальных. Если же
весь поток идет со скоростью 80 км/ч, она не среагирует. Еще один
вопрос — как система будет начислять штраф. Ведь за один и тот же
состав правонарушения предусмотрен его минимальный и максимальный
размер. «Только по минимуму», — разъясняет В.Кузин. Когда штраф
выписывает инспектор, он принимает во внимание как отягчающие, так и
смягчающие обстоятельства. Машина же сделать этого не в состоянии,
поэтому, чтобы не возникало претензий, решено было запрограммировать ее
на нижней границе «штрафных рамок». Такие наказания, как
административный арест или лишение прав она тоже не выносит, ибо они
считаются максимальными. Если же зафиксированный случай однозначно
«тянет» на лишение, скажем, неоднократная езда без прав и в нетрезвом
виде, решение все равно выносит суд. Показания камеры лишь могут
фигурировать в качестве доказательства. Не стоит забывать и о
том, что большую часть года погода в России такова, что машины ездят
буквально «по колено в грязи». Даже чисто вымытые номера не читаются
уже через 10 минут езды. По уверениям В.Кузина, производители фото-и
видеокамер утверждают, что в 90% случаев их аппаратура не подводит.
Если же казус все-таки произошел, то бланк автоматически отправляется в
нераспознанные. Что с ним будет далее — гаишник не пояснил. Но, похоже,
при загруженности, которую будут испытывать сотрудники ГИБДД, они
попросту пойдут в мусорную корзину. Еще одна ситуация, которая вполне
может возникнуть на дороге: висит камера, фиксирующая нарушения, а
через несколько метров стоит гаишник, который штрафует нарушителей
лично. Получается, что за одно и то же придется заплатить дважды? Нет,
заверяет гаишник. Камеры, как правило, устанавливаются в самых опасных
местах, где присутствие ДПС неоправданно. Дублировать камеры
инспектором с полосатой палкой никто не будет. Уже понятно,
что система должна быть интегрирована с базами данных, в частности,
зарегистрированных автомобилей, нарушителей и т.п. Без тесной
совместной работы с Минсвязи, Сбербанком и ФГУП «Почта России» не
обойтись. Достигнуто соглашение о создании в 2009 году системы,
позволяющей взаимодействовать всем этим ведомствам. Таким образом,
спустя пару лет мы будем воспринимать квитанции об оплате штрафа в
сопровождении фотосвидетельства, как норму жизни. И оплачивать их — а
что делать? Впрочем, не факт, что новшество войдет в нашу жизнь
так гладко. В Европе, где подобные меры применяются уже давно, набирает
силу движение противников видеофиксации. Их цель — любыми способами
вывести камеры из строя или не дать им считать номер своего авто.
Взрывчатка, спрей-краска — в дело идет все. Так, группа «Автомобилисты
против контроля» /MAD/ в Великобритании нанесла ущерб сотням камер,
меряющих скорость на дорогах. Группа MAD считает, что камеры должны
стоять только в населенных пунктах и там, где много детей и пешеходов.
На автобанах их не должно быть. Посмотрим, появятся ли у нас «народные
мстители» отечественного разлива… Любителей порулить в
нетрезвом состоянии тоже ожидают новшества. В частности, с 1 июля их
можно будет освидетельствовать на месте задержания лишь с помощью
специальных алкотестеров, содержащих внутри минипринтеры. Такие приборы
позволяют распечатать результат, который потом используют сотрудники
ГАИ. Алкогольным опьянением считается наличие абсолютного этилового
спирта в концентрации 0,3 и более граммов на один литр крови или 0,15
граммов на один литр выдыхаемого воздуха", — сказал В.Кузин, отметив,
что аналогичная норма действует и в Европе. „Но это вовсе не значит,
что можно пить“, — предупредил он, отказавшись отвечать на вопрос „а
сколько можно“. В случае отказа проходить тестирование у гаишника,
подозреваемый (а для этого нужны весомые основания — запах алкоголя,
неадекватное поведение и т.п.) будет отправлен в медучреждение. Если он
откажется и от этого — вступает в силу закон, по которому нарушителю
грозит административный арест или лишение прав. До 1 июля гаишники
могут предлагать подозреваемым подышать в „трубку трезвости“, но никак
не в алкотестер нынешней модели. Кроме того, через 10 дней в
жизнь автомобилистов войдут другие, не столь принципиальные изменения.
В частности, новые основания для задержания транспортного средства —
перевозка крупногабаритных грузов, превышающих допустимые размеры или
перевозка опасных грузов с нарушением правил. К основаниям для запрета
эксплуатации добавляется несоответствие по уровню шума и загрязнения
воздуха и отсутствие страховки ОСАГО. На урегулирование этих проблем
водителю отводятся сутки, в течение которых он вправе продолжать
пользоваться автомобилем. |