На туристическом рынке появляются первые жертвы
финансового кризиса. К лету ситуация будет еще более драматичной. Чтобы
избежать потери денег и нервов, туристы должны в первую очередь
смотреть не на низкие цены, а на финансовую устойчивость туроператора,
хотя определить сегодня будущих жертв кризиса практически нереально. Фото: jiunlimited.com/Russian Look На туристическом рынке неспокойно. Как сообщает информационная туристическая служба «Банко», 13 января рынок покинул туроператор Diva Travel, специализировавшийся на турах в Турцию, Египет и ОАЭ, «кинув» ряд своих клиентов.
А перед Новым годом сеть агентств «Куда.Ру», получив деньги
от туристов, не проплатила купленные ими туры у туроператоров. Об этом
«Банко» рассказали сами пострадавшие. Руководитель турагентства «Чудо
света» Светлана Сибирякова сообщила, что оператор Diva Travel
не возвращает деньги за аннулированный тур в Египет, отмененный
по просьбе туристов еще в ноябре. Связаться с гендиректором оператора Махмудом Йылмазом
ей не удалось ни по телефону, ни в офисе, который вообще оказался
закрыт. А туристы из Краснодара рассказали, что местное бюро
путешествий, входящее в сеть «Куда.Ру», уведомило их о невозможности
вылета 31 декабря на отдых в Египет. Сумму (около 800 тыс. рублей),
по словам звонивших, обещали вернуть «в ближайшее время». Причиной
послужил отказ туроператора предоставить документы из-за неоплаты пакета со стороны «Куда.Ру».
Кроме того, в том же Краснодаре под угрозой срыва оказался выезд
туристов в ОАЭ 2 января. На сей раз документы не выдавал другой
оператор, «Арт тур», и все по той же причине. Как сообщил представитель
одного из туроператоров, «кинутых» турагентством, в общей сложности
пострадало не менее 80 человек из разных городов России. Впрочем, как
сообщил «Эксперту Online» заместитель начальника отдела новостей
«Банко» Дмитрий Ермаков, сейчас ситуация с «Куда.Ру» улажена
– хозяева агентства расплатились с пострадавшими, но проблемы
с Diva Travel пока так и не разрешены.
Ермаков не склонен в этих двух случаях винить кризис. По его словам,
такие инциденты случались и во времена расцвета туристического рынка.
Однако в прошлом году ряд операторов, рассчитывающих в разы увеличить
свое присутствие на рынке (прежде всего массовых направлений), взяли
огромные кредиты, но просчитались и не справились с объемами. Эти
кредиты превратились в пирамиды, которые в дальнейшем и рухнули.
По итогам летнего сезона Diva Travel задолжал турецким хотельерам более
200 млн долларов, сообщает отраслевое агентство «Турпром».
После скандала с «Детуром» [1] в конце лета стало известно о кончине туроператора Libra Holidays [2], специализирующегося на кипрских турах, 17 ноября ООО «Туроператор Вояж-люкс»
остановил свою деятельность с задолженностью более 8,5 млн рублей. Есть
сведения и о других операторах, фактически прекративших свою
деятельность или готовящихся это сделать.
«Связывать все это с кризисом пока нельзя, но в дальнейшем кризис
усугубит эту ситуацию», – говорит Ермаков. В то же время президент
Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько считает, что
мы видим первые жертвы кризиса. «Сейчас высокий зимний сезон, его
мы еще переживем, а основные события можно ждать по нарастающей в феврале-марте.
Окончательно картина станет понятна к майским праздникам – тогда
появится ясность с первой волной жертв кризиса», – говорит Шпилько. Как
заявила «Эксперту Online» пресс-секретарь ВАО «Интурист» Юлия Крылова, до начала летнего сезона с туристического рынка уйдут еще многие компании. «Поэтому
сейчас потребители должны особенно тщательно подходить к выбору
туроператора. Гарантией надежности компании может служить участие
государства в ее капитале, принадлежность к мощной устойчивой
корпорации, умение и опыт работы с финансовыми институтами», – отметила
она.
При этом кризис у туроператоров начался еще летом. «Первый и очень
тяжелый удар по рынку выездного туризма пришелся на июль, – отмечает
Шпилько. – Колоссальный рост стоимости авиационного керосина вызвал
рост стоимости путевок, волну вынужденных доплат, антирекламу
туристического рынка в прессе, и добила ситуацию конкурентная борьба
на некоторых направлениях (в частности, греческом), спровоцировавшая
массовую волну спецпредложений. Кончилось это тем, что многие
туроператоры закончили этот сезон в минусе. Выход в ноль считался
по итогам сезона неплохим результатом. И тут начался всеобщий кризис.
При том что мы оцениваем совокупное падение спроса в районе 30−35%,
понятно, что ситуация сложилась очень тяжелая».
Но похоже, что 30% – это очень оптимистичная цифра. Представители
российских туроператоров в Египте в конце декабря этого года
рассказывали корреспонденту «Эксперта Online», что спрос упал как
минимум на 70% (при том что Египет – самый популярный и самый дешевый
зимний курорт). При этом рейсы из Хургады в Москву переносились
и объединялись, чтобы набрать хотя бы половину самолета в 100 с лишним
мест. Посещаемость более экзотических стран снизилась еще больше.
Шпилько рад только тому, что удалось отложить поправки в закон
о туристической деятельности, увеличивающих финансовые гарантии
туроператоров. «Если бы их приняли, то сейчас огромное количество
участников рынка вообще не знали бы что делать. Заплатить к марту такие
деньги и тем более в большинстве случаев за гарантии, абсолютно
не пропорциональные объему ответственности компаний перед
потребителями, было бы просто нереально. Это страшно катализировало
бы процесс ухода с рынка, в том числе в сферу нелегальной туристической
деятельности», – говорит эксперт.
Сейчас многие финансово неустойчивые туркомпании пытаются войти
в более надежные холдинговые компании, такие как «Интурист». «Все
предложения мы внимательно изучаем», – говорит Юлия Крылова. В итоге,
по самым оптимистичным прогнозам, в результате кризиса с рынка уйдет
10% туроператоров. «Среди них будут и крупные, и небольшие», – считает
Шпилько. «Выживут самые сильные компании с диверсифицированным
бизнесом, большим запасом финансовой прочности
и высококвалифицированным менеджментом, способным просчитывать риски
и оценивать перспективы», – добавляет Крылова.
|