Нужна ли вообще диагностика, а если да, то для чего она проводится? Двигатель – это сложный механизм, который может долго и безотказно работать только при надлежащем уходе. Для того чтобы быть уверенным в том, что все его системы находятся в исправном состоянии, а также и с целью профилактики, необходимо через определенные промежутки времени или пробега автомобиля проводить диагностику двигателя.
Общая диагностика двигателя
Обычно у человека повод обратиться на обследование возникает, как правило, лишь в тех случаях, когда нас начинает что-то серьезно беспокоить. Хочется заострить свое внимание на слове «серьезно», так как зачастую это может оказаться слишком поздно. Что-то где-то закололо, чуть поболело, отпустило – и забыли, а ведь не ясна порой причина, почему это произошло и не потянет ли это в дальнейшем более серьезные последствия. Но чтобы узнать, что же на самом деле происходит с организмом, и в каком он состоянии, необходимо пройти полное обследование. Абсолютно то же самое происходит и с двигателем, с той лишь разницей, что он не может сообщить нам об этом. Хотя многие современные автомобили оборудованы системами самодиагностики, результаты которой выводятся на дисплеи салонных мониторов. Но это пока лишь прерогатива дорогих авто, да и выводится туда лишь небольшой процент информации, а большинство же автолюбителей должны сами следить за работой двигателя. Общая диагностика двигателя начинается с его осмотра. Исправный двигатель должен быть абсолютно сухим, не считая следов грязных потеков, попавших с дорожного полотна. При исправной шатунно-поршневой группе двигатель работает тихо, без перебоев, и выхлоп глушителя практически незаметен. Основные показатели его работы, такие как расход топлива и угар масла, находятся в норме. При осмотре не допускаются следы масла или охлаждающей жидкости. Для более качественной же диагностики двигатель должен быть вымыт. Мойка двигателя необходима не только с эстетической точки зрения, но и как соблюдение технического параметра для нормальной его работы. Грязный двигатель хуже отводит тепло, а стало быть, это влияет на температурный режим двигателя и на его состояние в целом. Если речь зашла о температурном режиме двигателя, то остановимся сразу на диагностировании исправности системы охлаждения, которая отвечает за это и на которую приходится большой процент отказов.
Неисправность системы охлаждения двигателя
Все патрубки охлаждения не должны иметь следов повреждений, хомуты на их краях должны быть гарантированно затянуты и нигде не должно быть следов подтеканий. Напомним. После запуска двигателя охлаждающая жидкость циркулирует лишь в рубашке охлаждения двигателя и радиаторе печки, что зимой легко определить по быстрому поступлению теплого воздуха в салон автомобиля. По мере прогрева клапан термостата частично приоткрывается (58-64 градуса) и часть жидкости попадает в радиатор охлаждения, где отдав часть тепла, возвращается в рубашку охлаждения двигателя. Когда температура охлаждающей жидкости приближается к 95-98 градусам, клапан термостата открывается полностью и вся жидкость начинает циркулировать через радиатор, охлаждаясь при этом. Одновременно с открытием клапана в том же температурном диапазоне включается электровентилятор охлаждения радиатора, что тоже способствует снижению температуры охлаждающей жидкости. Если этот температурный режим не соблюдается, то требуется вмешательство в работу системы охлаждения, так как при перегреве двигателя могут наступить тяжелые последствия, которые потребуют дорогого ремонта. Не срабатывание электровентилятора системы охлаждения может быть связано с перегоранием предохранителя, самого электродвигателя или отказа датчика температуры. При неработающем датчике можно соединить между собой идущие на него провода, чтобы при включении зажигания заставить его работать в принудительном режиме. Этого будет достаточно для того, чтобы самостоятельно добраться до гаража и не перегреть двигатель. На автомобилях, снабженных вискомуфтой (устройство, приводящее вентилятор в работу, при нагреве) вентилятора охлаждения радиатора, при ее отказе также повышается температура двигателя. В этих случаях для восстановления работы вискомуфту необходимо заклинить любым доступным способом. Не устраняемое повышение температуры может привести к пробою прокладки головки блока и выходу двигателя из строя. При пробое прокладки температура в двигателе начинает расти в геометрической прогрессии, что ведет к прогару клапанов, поршней и клину двигателя. А причина подобных аварийных ситуаций зачастую лежит наверху и иногда видна невооруженным взглядом. Это может быть просто подкапывающий изначально патрубок, из-за недотянутого хомута, который способен однажды соскочить в дороге с патрубка, что приведет к мгновенной потери охлаждающей жидкости. Если этого не заметить вовремя (увлеченная беседа, усталость или просто невнимательность к показаниям приборов, а иногда и их отказ), то аварийной ситуации не избежать. Читателям MирСовeтов полезно знать, что одной из самых распространенных неисправностей в системе охлаждения двигателя считается заклинивание термостата в закрытом положении. Жидкость в этом случае не может попасть в радиатор охлаждения и происходит перегрев двигателя. Неисправный термостат легко диагностировать простым прикосновением руки к его донышку. При исправном термостате и полностью прогретом двигателе дно термостата должно иметь температуру верхнего бачка радиатора, т.е. быть горячим. Если дно холодное или чуть теплое, то термостат необходимо заменить. Часто причиной перегрева может служить износ и неисправность насоса охлаждающей жидкости (помпа). При покачивании за шкив насоса, не должно быть заметного люфта. При подтекании насоса уменьшается количество охлаждающей жидкости, что ведет к повышению температуры двигателя. Зимой это хорошо заметно по плохому прогреву салона из-за снижения эффективности отопителя. Засоренные соты радиатора охлаждения, что сказывается на повышении температуры двигателя, можно также определить по более холодным участкам радиатора, после полного прогрева двигателя. Радиатор, если он медный, необходимо распаять и промыть или заменить на новый. В герметичной системе охлаждения причиной перегрева может быть нарушение работы клапанов в крышке заливной горловины или подсоса воздуха в соединениях. Это ведет к потере избыточного давления и закипанию охлаждающей жидкости, так как температура кипения при этом заметно снижается. Также причиной «кипения» двигателя может быть воздушная пробка, когда система охлаждения заполняется после ремонта или замене жидкости. В этих случаях необходимо воспользоваться байпасным клапаном для выпуска воздуха, расположенного, как правило, в самой верхней точке системы охлаждения. На двигателях, не имеющих такого клапана, нужно освободить конец любого патрубка также в самой верхней точке системы и после появления тосола, в месте отсоединения, установить его на место. При пробое прокладки головки блока охлаждающая жидкость начинает попадать в поддон, где смешивается с маслом, образуя эмульсию. Это резко ухудшает качество масла и его способность отводить тепло от деталей и ведет к быстрому их перегреву, и, если не принять срочных мер, эта ситуация обычно заканчивается аварийным ремонтом двигателя. Двигатель в этих случаях начинает перегреваться буквально через несколько минут после запуска.
Перегрев двигателя, возможные причины
Помимо неисправностей в системе охлаждения перегрев двигателя может происходить и по другим причинам. Это может быть трещина в головке блока, обычно в районе седла выпускного клапана или опор распредвала, а также и прогар самого выпускного клапана, что также вызывает перегрев двигателя. Реже, но все же встречаются и трещины в блоке цилиндров, что можно определить визуально при разборке двигателя или опрессовкой под давлением. При падении давления в системе смазки также может повыситься температурный режим двигателя, так как ухудшается подвод масла к трущимся поверхностям, что ведем к местному перегреву деталей и в дальнейшем выходу их из строя. Падение давления в системе смазки может произойти по причине неисправности масляного насоса, закоксовыванием его маслоприемника, увеличенных зазоров в парах трения или несоответствующее по вязкостной характеристики залитое моторное масло. Также это может быть вызвано попаданием охлаждающей жидкости или несгоревшего топлива в поддон двигателя. В карбюраторных двигателях попадание топлива может быть вызвано из-за пробоя мембраны бензонасоса, а в инжекторных или дизельных двигателях – из-за неисправности форсунок. На перегрев двигателя также влияет сбой зажигания или непрофессиональная его установка, что особенно сказывается на чувствительных к этому дизельных моторах. Все сказанное говорит о том, что вовремя проведенная диагностика, может выявить проблему в ее начальной стадии и избавить в дальнейшем от серьезных поломок, да и поможет сохранить ваши финансы.
Диагностика двигателя по шумам
Один из ответственных моментов в диагностике двигателя – это проверка его работоспособности по шумам. Исправный, правильно отрегулированный двигатель, работает тихо и стабильно держит обороты холостого хода, а при увеличении нагрузки ровно, без провалов набирает обороты, не издавая при этом посторонних звуков. Как известно из теории механики, звук – это зазор. Зазоры предусмотрены практически для любых подвижных соединений, в противном случае они заклинят при нагреве от собственного трения. Речь идет о технологических зазорах, предусмотренных разработчиками двигателя. Как правило, в зазор, оставленный инженерами при разработке, подается масло, для свободного вращения деталей, предотвращения задиров и отвода от них тепла, выделяемого при работе. Величина этих зазоров очень мала и необходима лишь для того, чтобы удержать там порцию масла (масляный клин) и пока в этом зазоре присутствует масло, соединение работает беззвучно. Детали не могут коснуться друг друга, так как между ними присутствует масляная пленка. По мере износа деталей зазор увеличивается, и масло уже не может удержаться в необходимом количестве в трущейся паре и детали начинают работать в контакте друг с другом – отсюда звук и, следовательно, интенсивный износ. Если сразу не придать этому значения, то закончится все очень плачевно, работающие без масла (или с недостаточным его количеством) детали начинают значительно нагреваться, что ведет к неизбежной аварийной ситуации. Подобные ситуации не возникают, как правило, сразу, и поначалу появляется лишь легкий посторонний звук, что говорит о начавшейся где-то в недрах двигателя проблеме. Если проигнорировать этот первый сигнал, который подает двигатель своим посторонним шумом, то затем к нему привыкают, хотя он и начинает усиливаться, оставляя это на «потом». Для того чтобы сразу различить среди работающих деталей двигателя, появившийся посторонний звук, читателям МирСoветoв необходимо запомнить звук исправного, чисто работающего мотора на своем автомобиле. А зная внутреннее устройства двигателя, можно сделать предварительное заключение об источнике звука и определить степень его опасности. Так звонкий, цокающий звук, вдвое меньшей частотой вращения, чем обороты коленчатого вала, прослушиваемый на всех режимах двигателя, обычно исходит от увеличенных зазоров в клапанах. Равномерный стук, также с меньшей частотой вращения, не зависящий от оборотов и нагрузки двигателя обычно исходит от клапанно-распределительного механизма. Это может быть изношенный распределительный вал, его подшипники, вал коромысел, сами коромысла и другие детали распределительного механизма. Резкий стук на холостом ходу, прослушиваемый на средних и высоких оборотах, связан с началом разрушения шатунного вкладыша и его проворачивании в крышке шатуна. Равномерный стук, совпадающий с оборотами коленчатого вала, который усиливается при нагрузке и прогреве, говорит о полном разрушении шатунного вкладыша. То же самое, но звук «бухающий», говорит об износе коренных вкладышей коленчатого вала. Этот перечень далеко не полный, он лишь охватывает наиболее часто встречающиеся неисправности, которые довольно точно можно диагностировать по шумам.