Ты любишь
воду, но ненавидишь жариться на заваленном жующими семечки телами пляже?
Хочешь путешествовать по воде, но яхты у тебя нет, а в круизе на лайнере недостаточно
адреналина ("Титаник” не в счет)? В конце концов, хочешь ли ты заменить
рутину спортзала тренировкой на свежем воздухе? Если да, то тебе самое
время оседлать катамаран или каяк и заняться водным туризмом. Перед тем
как давать тебе подобные советы, мы решили испытать это удовольствие на
собственной шкуре.
Водный туризм от пешего или велотуризма
отличается тем, что вместо дорог и троп передвигаться приходится по
рекам и озерам. Вопрос первый — на чем, и вопрос второй — как это
делать, чтобы потом не было мучительно больно в бесповоротно
простуженных частях тела. Для того чтобы лучше понять, что есть водный
туризм, и попытаться прочувствовать на себе его прелести, мне пришлось
отправиться на Южный Буг, к порогу с математическим названием Интеграл. И
должен сказать, что я не зря стучал там зубами в палатке.
На
Интеграле я должен был поприсутствовать на открытии сезона водного
туризма, разведать, что там к чему, и по возможности проверить все на
себе. Первый день прошел на берегу за сборкой катамаранов — все дружно
связывали рамы, надували поплавки и монтировали их воедино, а я вертелся
под ногами, иногда внося свою скромную лепту в общее дело. За работой
выяснилось одно достоинство катамарана, незаметное на первый взгляд, — в
дальний поход вовсе не обязательно брать с собой раму. В крайнем случае
ее можно изготовить из "местных пород дерева” — если не жалко природу и
лесника не боишься. (Спешу успокоить активистов-экологов: на Интеграле
такого не практиковали).
Ну а на второй день началось самое
интересное — после короткой торжественной части с имитацией разбития
бутылки шампанского о борт свежесшитых катамаранов весь немалый флот был
спущен на воду. Народ преобразился: везде каски, спасжилеты,
гидрокостюмы, весла, каякеры в "юбках” готовят свои суда, кто-то уже
сплавился и несет катамаран обратно на старт, другие только приматывают
пластиковые бутылки-поплавки к веслам. Снимать, как другие сплавляются
через порог и азартно пытаются пройти его в обратном направлении, бешено
работая веслами, было интересно. До тех пор, пока солнце меня
окончательно не допекло. То ли перегревшись, то ли перевозбудившись, я
дозрел до того, чтобы испытать это самому, и принял предложение
"прокатиться”. Плыть пассажиром было как-то несолидно, так что я поплыл
"по-взрослому” — с веслом в никогда не знавших весел руках… Никакого
водного снаряжения у меня, понятное дело, не было, так что плыть я решил
в рубашке, шортах и кроссовках. Перед самым отплытием какая-то
сердобольная леди, искушенная в нюансах водного туризма, пожалела мои
колени и вручила мне свои штаны с уплотняющими прокладками в местах
наиболее интенсивного трения (колени гребца упираются в поперечную
балку).
Как выяснилось впоследствии, колени они мне таки спасли, а
вот седалище я натер изрядно. Итак, вся четверка уселась по местам, мы
затянули ножные упоры — и поплыли. Отчалили в спокойном месте, с ровным
течением. Я наивно думал, что там мы и будем крейсировать. Не тут-то
было… После короткой лекции на тему обращения с веслом и ценного совета,
что работать надо не только и не столько руками, сколько корпусом,
экипаж в составе трех речных "волков” и одного сухопутного существа в
моем лице повернул катамаран… к порогам. Сначала мы, правда,
потренировались чалиться к одинокому камню, торчащему посреди реки. А
затем я получил уйму новых ощущений и изрядную порцию адреналина.
Катамаран ловко проскользнул порог, перекатываясь с боку на бок и
поднимая кучу брызг.
"Все произошло так быстро, и было совсем не
больно”. Больно было потом, когда мы пытались пройти порог обратно,
против течения. Я так рьяно орудовал веслом, что несколько раз со всего
маху напоролся кистью на срез поперечной балки катамарана, разбив пальцы
в кровь и содрав клочок кожи. После этого задора у меня поубавилось, и я
стал грести осторожней. Правда, получалось у меня не ахти — во-первых,
устал с непривычки, во-вторых, стукнутые пальцы не горели желанием
удерживать весло. Так что вскоре после "боевого крещения” я был списан
на берег "по состоянию здоровья” и вернулся к фотоаппарату, мысленно
поблагодарив изобретателя стабилизатора изображения в объективах —
пальцы на меня обиделись и даже фотоаппарат держали неохотно.
Каков
итог? Сплошной хеппи-энд и масса восторга. Пальцы к утру отболели, а
удовольствие осталось. Катамараны — это действительно круто. Ни один
другой вид туризма не дает такой мышечной радости, ведь тут работают
мышцы всего тела, и как работают! То же самое касается и количества
адреналина, и бешеной динамики. Да и просто приятно погрести в команде.
Когда чувствуешь, как уверенно катамаран скользит по воде, подгоняемый
слаженными гребками двух пар весел, сразу просыпается какой-то древний
разбойничий дух, вспоминаются походы "из варяг в греки”, "Стеньки Разина
челны”, атакующие турецкие галеры казацкие "чайки” и прочие "преданья
старины глубокой”. Кроме того, водный туризм на катамаранах — довольно
доступный и демократичный вид активного отдыха, не требующий заоблачных
финансовых затрат. В отличие от каяка качественный катамаран реально
изготовить своими руками. Во-первых, дешевле, во-вторых, будешь знать
всю матчасть, что тоже немаловажно, особенно в дальнем походе, где все
"техобслуживание” приходится осуществлять собственноручно.
Катамаран-четверка собственного изготовления обойдется приблизительно в
600-800 долларов. Если эту сумму раскидать на весь экипаж, то получится
сумма, которая вполне по силам среднему студенту. (Для сравнения:
покупной катамаран потянет приблизительно на полторы тысячи долларов.)
Гидрокостюм $100-200
Куртка должна быть из мембранного материала, а вот по поводу штанов
ведутся споры. Кто-то любит неопреновый низ, кто-то катается в "сухих”,
мембранных штанах.
Каска $30-200 Дорогие и качественные каски
делают из композитных материалов — обладая необходимой жест костью, они
передают нагрузку на всю поверхность головы, спасая от точечного удара,
способного проломить череп.
Юбка $60-180 Юбка для каякера
требуется неопреновая, а резинка, крепящая ее к лодке, должна быть очень жесткой.
Спасательный
жилет $60-200 Главное, чтобы крой не сковывал движений, а
наполнитель был мягким и не впитывал воду.
Лодка $700-1500
(б/у от $300) В отличие от байдарки не разбирается.
Весло $30-300
Самые надежные весла — композитные. На всякий случай на сплав берут с
собой складное весло-запаску ($30-100).
Речной флот
Каяк
— гребная лодка особой конструкции, верх которой защищен от попадания
воды даже при перевороте. Предназначена преимущественно для сплава по
бурной ("белой”) воде. В зависимости от назначения бывают одно- и
двухместные, разной длины и грузоподъемности, но в любом случае при
гребле используется двухлопастное весло. Что позволит тебе гармонично
напрягать мышцы как справа, так и слева. Основное движение — эскимосский
переворот (постановка каяка на ровный киль из перевернутого положения).
Основная травма (у крутых каякеров) — рваные раны лица (от
протаскивания фэйсом по дну).
Катамаран — туристическое судно,
состоящее из пары продольных надувных поплавков, закрепленных на раме. Бывают
катамараны-двойки и катамараны-четверки, реже — шестерки. Сидящие слева
гребут налево, сидящие справа, соответственно, направо. Поэтому для
симметричного развития мышц не забывай менять позицию. Основное движение
— правильный гребок. Основная травма (у начинающих) — разбитые о трубы
катамарана пальцы рук (от усердной гребли и неотработанности движения). Советы
каякера
Константин Васин — мастер спорта по гребному
слалому, чемпион России по фристайлу (2002 год — каяк, 2006 год —
каноэ).
В первый год новичков учат делать эскимосский переворот
(перевернувшись вместе с лодкой, самостоятельно возвращаться в положение
"головой вверх”), а также "выходить на струю” и "чалиться” на реках
третьей категории сложности (они содержат одиночные препят ствия,
которые можно объехать стороной). Занятия обычно проходят 1-2 раза в
неделю. 2-3 раза за год новичков вывозят на реки типа Белой и Зеленчук
на Кавказе или на Шую в Карелию. Полученного в ходе такой подготовки
минимума навыков уже достаточно для того, чтобы ехать в Уганду или
Норвегию. Ну а дальше чем лучше ты будешь кататься, тем больше кайфа
сможешь получить, оказавшись на "белой” воде. Во второй год обучения
каякер становится продвинутым” и может уже с инструктором сплавляться
по "четверкам” — рекам со множест венными препят ствиями. После второго
года обучения люди смело прыгают в каяках с водопадов и начинают
потихоньку учиться крутиться в бочках. А после третьего года и "дембеля”
человек становится полностью самостоятельным, может реально оценивать
свои силы, понимает, как и где ставить страховку, и в состоянии ездить
по рекам любой категории сложности.
По воде аки посуху
Комментарий
специалиста: Семен Сырф, руководитель клуба водного туризма "Водный
бобслей” (г. Одесса):
— Сколько времени надо человеку, решившему с
нуля заняться водным туризмом, на овладение основами?
— Я
гарантирую, что за год человек, который действительно хочет научиться,
вполне овладеет веслом и поймет, что к чему. И конечно, успеет побывать в
нескольких походах.
— Что под силу самодельному катамарану?
—
Катамаран катамарану рознь, они проектируются под разные реки, но
самодельного судна вполне достаточно для того, чтобы пройти все реки
Украины. Если в Украине станет тесно, можно поехать в Карелию, тамошнюю
воду они тоже прекрасно выдерживают. А когда человек созреет и поймет,
что ему нужно и нужно ли вообще, можно будет приобрести судно
посерьезней.
— Куда податься начинающему воднику?
—
Основные реки для наших водников, естественно, отечественные. Днестр,
Турунчук, Южный Буг, карпатские Черемош и Прут. Очень красивый и
несложный маршрут по Днестру, от Залещиков и дальше.
— В чем
преимущества водного туризма?
— Одно из преимуществ водного
туризма перед другими видами активно-экстремального отдыха — это
относительное отсутствие возрастных ограничений. Даже в 60 с лишним лет
можно пройти "единичку” (поход первой категории сложности) без особых
хлопот. Вода сама тебя несет, остается только веслом работать. Еще один
козырь воды — динамика, сравнимая только с горнолыжным слаломом.
—
Какие требования к воднику, кроме умения плавать?
— Водник
должен быть сильным. У нас самые тяжелые рюкзаки, их нормальный
стартовый вес около 50 кг. Кроме личного снаряжения надо дотащить до
старта сам катамаран. Не хочешь тащить — нанимай вездеход.
—
Какая главная опасность на воде?
— Самое опасное в водном походе —
когда руководитель теряет голову. Если он примет неправильное решение,
может возникнуть аварийная ситуация. Подошел к опасному месту, не уверен
в своих силах — походи по берегу день, два, оцени все и прими верное
решение. Не готов пройти сейчас — пройдешь потом.
— Совет
начинающим?
— Полюбить воду и обзавестись спецснаряжением.
Гидрокостюм, гидроноски — в первую очередь. Замерзшие мышцы не работают в
полную силу, да и здоровья нахождение в холодной воде никому не
прибавило. Каску купить надо обязательно. А спасжилет для начала в клубе
найдется.
— С чего лучше начинать: с каяка или катамарана?
—
В идеале лучше начинать с каяка или байдарки. На каяке быстрее одним
местом прочувствуешь воду, быстрее научишься работать веслом и сможешь с
хорошей техникой уверенно пересесть на катамаран.